Прежде всего, это научное
течение (подробнее). Основной вектор исследований
— человекосообразность образования. Цель образования —
самореализация человека. Задача научной школы — приведение
системы обучения в соответствие миссии человека.
Что такое человекосообразность образования?
Основная цель исследований Научной школы – проектирование и реализация
человекосообразного типа образования.
Эта задача выражается в трёх главных исследовательских задачах:
1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью
образования.
Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов, например:
• Что такое потенциал человека? Нужна дефиниция этого понятия, обоснование его
содержания.
• Каков состав потенциала человека? Относительно каких критериев формулировать
содержание этого потенциала? Например, должны ли сюда входить такие человеческие
способности, как чтение мыслей на расстоянии, телепортация, интуитивное познание
мира? Т.е. что именно должно быть раскрыто в человеке или человеком в процессе
его образования?
• Каким должно быть образование человека, чтобы реализовывались заложенные
(скрытые) возможности человека? Что означает человекосообразность образования? В
чём его сходства и отличия от природосообразного культуросообразного
образования, от свободного развития, личностно-ориентированного образования?
2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и
обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.
Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и
сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах:
культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не
может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых
различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой
есть. Отсюда следует прежде всего компетентностный подход к образованию.
3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в
культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.
Миссия человека – есть то, что следует из смысла его существования. Понятие
«миссии человека» (миссии ученика) в педагогике, дидактике и методике сегодня
практически не исследовано. Между тем, именно на основе миссии человека возможно
формулирование целей его образования.
Указанная задача предполагает постановку исследовательских вопросов, например:
• Что такое миссия человека? Есть ли у неё специфика для человека как ученика?
• Кем (чем) задаётся миссия человека? Какова роль религиозных конфессий,
государства, семьи? Какова роль самого человека в её определении?
• Как миссия соотносится с процессом её достижения? С образовательным процессом?
• Существуют ли общая и индивидуальная составляющая миссии человека?
Под человекосообразностью образования мы понимаем ориентацию на эти три задачи.